Наблюдение за детьми разных психологических типов
Наблюдение за детской психикой это очень щекотливый процесс. Когда на приём к психологу приходит взрослый человек, то в большинстве случаев человек осознаёт свои проблемы и пришёл за советом к специалисту. Что же касается детей, то за помощью обращаются обеспокоенные родители, а сами же дети воспринимают вмешательство в их внутренний мир чужого человека очень враждебно.
Лишь на основе тех данных, которые можно получит в кресле психолога, невозможно выявить все те аспекты психологии тех или иных моментов поведения ребёнка. Только лишь наблюдение, в условиях, в которых ребёнок чувствует себя в безопасности (например, дома или с друзьями), так сказать в естественных условиях, можно до конца изучить поведение ребёнка. Необходимо не забывать, что весь процесс наблюдения должен иметь систематический характер, очерчивать основные цели и иметь определённую программу.
При наблюдении ребёнка главной задачей психолога является не само наблюдение как таковое, а выявление тех или иных проявлений в поведении ребёнка и правильное их толкование. На основе полученных данных, специалист должен уметь понять и определить какие скрытые мотивы руководствуют ребёнком. В данном случае роль родителей очень важна: они должны постоянно, но не навязчиво вести наблюдение за ним, потом описывать действия своего ребёнка в тех или иных ситуациях. Но, иногда для большей объективности, в доме, где живёт ребенок, устанавливаются скрытые видеокамеры и записывающие устройства. Также в практике известны случаи наблюдения за детской психикой, с помощью «зеркала Газелла» - зеркала, расположенного между двумя комнатами, в одной из которых видно через него, что происходит в другой.
Выделяют несколько видов наблюдения по охвату предмета изучения. Они бывают полными и частичными или сплошными и выборочными. При сплошном наблюдении чаще всего психологи или же сами родители ведут дневники наблюдения обо всех аспектах жизни своего ребёнка. В случае выборочного наблюдения лишь важные факты, новые изменения в поведении ребёнка берутся во внимание. Выборочные наблюдения обычно являются краткосрочными.
Полное наблюдение предполагает исследование всех аспектов жизни ребёнка. В качестве помощников в нём могут участвовать педагоги. При выборочном, ребёнок наблюдается лишь в определённые моменты или во время определённых процессов.
Главное запомнить, что даже наименьшие детали могут многое рассказать вам о вашем ребёнке, но и не стоит пренебрегать и таким приёмом как просто искренний диалог со своим чадом.
Например, если ребенок не может справится с домашним заданием, ему нужны .