Формирование критического мышления на уроках литературы у школьников в младших классах
Способность размышлять, даёт человеку возможность делать открытия, решать задачи, изобретать. Но можно ли способность размышлять, сделать более эффективней? Наверно, как и другие качества разума, способность «думать» возможно развивать.
Одной из новых технологий для развития мыслительных процессов у школьников начальных классов, является метод «критического мышления». Основная цель метода, заключается в формировании мыслительных навыков у учеников, нужных не только в учёбе, но и повседневной жизни.
Применение актуального метода «критичного мышления», помогает сделать урок живым, эмоциональным и интересным. Изюминкой данного педагогического метода является то , что ученик самостоятельно строит процесс своего развития.
Метод «критического мышления» на уроке можно применять в 3 этапа:
- Ученик задаётся вопросом «Что я знаю?» - ребёнок ставит перед собой вопросы, связанные с материалом урока, или любые другие.
- Далее ученик, прибегая к помощи учителя и своих одноклассников, отвечает на вопросы поставленные ранее.
- Потом идут выводы и обобщение того, что ученик узнал на уроке.
Дальше в статье будет приведено несколько приемов для развития критического мышления на уроках литературы.
Суммирование в парах — суть приёма заключается в следующем, класс разбивается на две группы, каждая группа получает по произведению, и читает его, при этом делая пометки о тех или иных ярких мыслях которые появляются при чтении. Далее, ребята делятся впечатлениями и отвечают на вопросы товарищей.
Чтение с остановками — Сначала ребята пытаются понять по заголовку текста, его суть. Высказывают своё мнения и выдвигают свои обоснования. Потом начинается чтение текста, в определённый момент учитель останавливает ученика, и тот пытается «додумать» сюжет самостоятельно. Главное учителю подобрать «хорошие» места для остановки.
Мозговой штурм — учитель ставит ребят в затруднительную ситуацию и предлагает решить её. Ученики высказывают свои мнения по этому поводу, дискутируют, и совместно решают поставленную задачу.