Особенности семейного воспитания и его влияние на формирование личности ребёнка
В воспитании детей выделяют такие стили:
Демократический. Стиль в контексте которого предусмотрено активное общение между родителями и детьми. Дети активно привлекаются в обсуждение проблем семьи, их мнение учитывается в принятии решений. Родители верят в самостоятельность ребенка, но всегда готовы прийти на помощь, если это будет нужно.
Контролирующий. Это стиль со строгой дисциплиной. Поведение детей регулируется значительными ограничениями. Родители объясняют ребенку смысл ограничений и разногласия между взрослыми и детьми отсутствуют.
Смешанный.
Дети в семьях с демократическим стилем воспитания развиты хорошо психически и социально активны. Они легко вступают в контакты с окружающими и зачастую обладают лидерскими качествами. Но им мало присущи такие качества как эмпатия и альтруизм и они трудно поддаются контролю из вне.
Дети тех родителей которые предпочитают контролирующий стиль воспитания менее активны в социальных контактах, более внушаемые и послушные, немного боязливые и не слишком упорны в процессе достижения целей. Такие дети не агрессивны.
При смешанном стиле воспитания ребенку свойственны: эмоциональная чувствительность, неагресивность, конформность, послушание, бедность фантазии, низкая любознательность и не оригинальность мышления.
На основе таких параметров родительского поведения как : теплота и родительский контроль Г.Крайг предложил такую классификацию стилей воспитания.
Авторитетный стиль – предполагает хорошие отношения между детьми и родителями и высокий уровень контроля. Родители поощряют самостоятельность ребенка и могут пересматривать свои требования. Как результат – дети с высокой самооценкой, хорошо адаптированные в обществе, уверены в себе.
Авторитарный стиль – предполагает холодные отношения и высокий контроль. Родители непоколебимы в своих требованиях и отстраненны эмоционально. Результат – дети боязливы, раздражительные, замкнутые, с низким уровнем притязаний.
Либеральный стиль характеризуется теплыми отношениями и низким контролем. Родители активно и близко общаются с детьми, но слабо регулируют и контролируют поведение детей. Результат – дети с импульсивным и неконтролируемым поведением, склонные к агрессии, достаточно нетребовательные к себе. Иногда становятся активными творческими людьми.
Индифферентный стиль предусматривает низкий уровень контроля и холодные отношения. Родители больше сконцентрированы на своих делах и мало времени уделяют воспитанию и эмоциональным отношениям с детьми.