Курс естествознание развитие исследовательской деятельности в младшей школе
Научно-технический прогресс идет очень быстрыми темпами. Это требует от системы образования иногда резких и решительных изменений в процессе обучения. Уже на начальном этапе школьники должны уметь быстро ориентироваться в новой ситуации, мыслить оригинально и гибко, проявлять творческую инициативу.
Поэтому обучение в школе должно быть развивающим, направленным на то, чтобы школьник был готов к самостоятельному творческому решению задач, как теоретического, так и практического характера.
Особенно актуально это становится в начальной школе, поскольку именно здесь закладываются основы учебной деятельности.
В последнее время стало очень популярным использовать научно-исследовательскую деятельность учеников для развития их личностных и ученических качеств. Начав эту работу с учениками 1-4 классов, педагог уже скоро заметит, что дети могут самостоятельно рассуждать и искать ответы на вопросы.
Но для учителя это очень сложная и серьезная задача - организовать такую деятельность: необходимо, во-первых, огромное желание педагога, во-вторых, высокий уровень знаний и методик работы по исследованию живых объектов.
Вначале необходимо научить детей:
- искать проблему,
- ставить вопросы,
- делать предположения,
- находить решения,
- уметь замечать изменения,
- выполнять действия эксперимента,
- уметь анализировать и т. д..
Главная задача педагога - стимулировать исследовательскую активность, поддерживать интерес и самостоятельность. В младшем школьном возрасте исследовательская работа - один из наиболее доступных для понимания детей способов подачи информации об окружающем мире. Причем знания они добывают сами.
В начальной школе есть такие виды изучения естествознания практическим путем:
- опыты и эксперименты;
- практические и лабораторные работы;
- моделирование.
Последний из них становится все более приемлемым при изучении явлений и объектов природы в 1-4 классах, так как помогает детям сосредоточиться на главном. Модель может быть в виде описания, схемы, чертежа, проекта и т.д.. Но действия с моделью выполняются, как с реальным предметом или явлением.
В результате научно-исследовательской деятельности ученики приобретают не только знания, но и обучаются способам познавательной деятельности, которая способствует их интеллектуальному развитию.
-