Тема дошкольного образования.
Тема образования детей дошкольного возраста в России заслуживает особого внимания. Поскольку мировое педагогическое сообщество признало, что в ХХ веке российским специалистам удалось сформировать уникальную систему дошкольного образования. По их мнению, эта система обеспечивает детей всесторонним и полноценным воспитанием и развитием, однако процесс становления был достаточно длительным. 1866 год ознаменовался сразу двумя событиями: открытием первого бесплатного «народного детского сада» для воспитания детей бедных горожан в Санкт-Петербурге и открытием платного частного детского сада для детей интеллигенции. В 1871 году, также в Санкт-Петербурге было основано общество, которое содействовало первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. А «Декларация по дошкольному воспитанию», принятая 20 ноября 1917 года, положила начало государственной системы дошкольного образования. Этот документ определил основные понятия советского дошкольного обучения: бесплатность и доступность. В г. Москва в 1918 году даже был организован педагогический факультет с дошкольным образованием при втором Московском государственном университете. В 1934 году вышла публикация первой «Программы работы детского сада», а в 1938 были выпущены – «Устав детского сада» и «Руководство для воспитателей детского сада». Перечисленные документы определяли все аспекты работы – от структуры и особенностей функционирования дошкольных учреждений до содержания уроков и методических указаний по работе с детьми. В 1937 году, согласно постановлению Совнаркома, были введены ведомственные детские сады. А в 1959 году, с появлением нового вида дошкольного обучающего учреждения – яслей, родители могли отдать на воспитание детей с двух месяцев до семи лета также появилась . В начале 60-х был разработан единый обязательный документ в работе дошкольных обучающих учреждений страны. В 1978 году эта комплексная программа воспитания стала называться Типовой. В 80-х – 90-х годах система образования оказалась на пороге реформирования, в результате чего возникла «Концепция дошкольного воспитания» В. Давыдова и В. Петровского. Основные принципы этого документа и в наше время лежат в основе экспертных оценок дошкольного образования России. Это принцип гуманизации, развивающего характера образования, ориентации на личность ребенка, развития ребенка в соответствии с его склонностями и приоритет общечеловеческих ценностей.