Модернизм в живописи – протест против реальной действительности
Модерн – очень своеобразный и интересный стиль, который зародился в европейском и американском искусстве. Он сложился на рубеже двух веков – девятнадцатого и двадцатого. В мастерстве художников появились новые изобразительные средства – новая техника исполнения работ и конструктивизм, свободная планировка, позволяющая создавать необычные, подчеркнуто индивидуальные формы выражения.
Для живописи модерна специфичны сочетания коврово-орнаментальных фонов и натуралистичности в восприятии фигур и деталей, использование цветовых плоскостей большого масштаба, силуэтность и тонко нюансированная монохромность. Графика модерна отличается мастерски исполненной игрой изящных линий. У истоков школы модерна в живописи и графике стоят такие талантливые художники как известные всему миру французы Поль Гоген, А. де Тулуз-Лотрек, художники группы «Наиби», норвежец Э. Мунк, англичанин О. Бёрдсли, швейцарец Ф. Валлотон.
Очень большое распространение в живописи начала XX века получили направления, связанные с отходом буржуазной культуры от реализма. Художниками был выброшен лозунг о независимости искусства от реальной действительности, которая вселяла во многих из них страх и ненависть. Различные течения, каледоскопически сменявшие одно другое, объединились под понятием «модернизм». Выступления художников-модернистов носили форму анархического бунта с эстетическим подтекстом. Они восставали против установившихся канонов в живописи и искусстве. Однако итогом всех этих протестов и исканий новых форм самовыражения были ошеломляющие зрителя узко-формальные открытия, где царили субъективизм и отвлеченно-рационалистическое начало, уход от гуманистического пути развития искусства. Но творчество таких великих творцов эпохи модернизма как Пикассо, Матиас, Марке и др. вышло далеко за рамки модернистского течения в живописи. Их произведения стали шедеврами мирового искусства.